3.1. Антология (Тантры)

Статья 3.1. Антология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

Слово «антология» (греч. anthologia) означает выбор цветов; собрание цветов; цветник; букет и др., и происходит от греч. anthos — цветок и lоgos — слово; понятие; речь; смысл; отношение, наука; учение (или logo/lego — говорить, произносить, читать, считать, перечислять, собирать, связывать, конструировать и т.д.). Как это ни покажется странным, но все, что можно сказать об антологии (слове и явлении), в полной мере применимо и к первому разделу Российской Тантрологии — Антология (Тантры), и прекрасно вписывается в название раздела, чья деятельность может осуществляться как в интересах развития самой Российской Тантрологии и ее 16 разделов, так и в интересах удовлетворения общественного интереса и спроса…

Читать далее

Статья 3.1.1. Тантрология: академическая литература.

«Из всех эзотерических школ Древнего Востока Тантризм — одна из самых неразгаданных, так что воссоздать основные черты его можно пока только в общих чертах, суммируя и сопоставляя отдельные отрывочные сведения» (см. Козлов В.В. Духовная психология: в поисках изначального. Монография. М. 2000г., Глава 2. Духовный путь — традиции. Тантризм. Сайт www.naturalworld.ru.). «Суммируя и сопоставляя отдельные отрывочные сведения» — следует ли полагать, что в данном случае речь идет о выявлении, сборе, отборе, анализе тех редких, уникальных «кусочков информации» о Тантре/Тантризме, которые можно обнаружить во все возрастающем по объему и скорости информационном потоке? Поскольку на академическом уровне о Тантрологии речь идет как об академической дисциплине, изучающей Тантру, Тантризм, означает ли это, что источниками информации (наряду с оригинальными первоисточниками) для Тантрологии может быть только академическая, научная литература? Но, ведь существует еще и научно-популярная и другая неакадемическая литература, более того, существует еще и эзотерическая, мистическая, тантрическая литература? Или, все же об академической (научной) литературе можно вести речь в плане «академического» аспекта Российской Тантрологии? Но что в таком случае представляет собой академическая литература как «информационный источник» Российской Тантрологии? Каковы академические (научные) источники Российской Тантрологии?

Читать далее

Статья 3.1.2. Тантрология: неакадемическая литература.

Считается, что Тантрологию как «Науку о Тантризме» следует рассматривать как отдельную религиоведческую дисциплину, которую следует относить к области религиоведческого знания. (см. Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в России. Философский портал «Арктогея». Июнь 2012г. Сайт www.arcto.ru.). Означает ли это, что Российской Тантрологии в таком случае следует заниматься лишь религиоведческими исследованиями и наряду с первоисточниками в качестве «вторичных источников» следует использовать лишь академическую религиоведческую литературу? Означает ли это, что и общественный спрос на информацию о Тантре и Тантризме в таком случае также должен удовлетворяться лишь через академическую религиоведческую литературу? Возможно, следует обратить особое внимание на тот факт, что само Знание Тантры, как и Знание о Тантре, сегодня стремительно распространяется не только через академическую и религиоведческую литературу, но и через другие «жанры» литературы и другие средства массовой информации. В таком случае могут ли другие (неакадемические) «жанры» литературы и СМИ стать «заслуживающими внимания» источниками для тантрологических исследований? Согласно некоторым словарям синонимов (напр., Словарь синонимов русского языка (см. сайт www.edbi.ru/sinonim/.), Словарь синонимов ASIS. / В.Н.Тришин. 2010г., 2013г. (см. сайт www.dic.academic.ru.)), для понятия «Неакадемическая Наука» существует 6 синонимов: альтернативная наука; квазинаука; лженаука; ненаука; паранаука; псевдонаука. Означает ли это, что для понятия «Неакадемическая Литература» также может существовать 6 синонимов: альтернативная литература, квазилитература, лжелитература, нелитература, паралитература и псевдолитература?

Читать далее

Статья 3.1.3. Тантрология: «эзотерическая» литература.

«Сегодня под маркой эзотерики публикуется масса информации, которая не имеет никакого отношения ни к саморазвитию, ни, собственно, к эзотерике, ни к личностному росту, а порождена лишь нездоровой психикой и странными фантазиями некоторых авторов. И, как это ни печально, именно на тему нетрадиционного, непознанного и эзотерического существует самый большой процент спекуляций, иногда достаточно безобидных или смешных, а зачастую порожденных желанием нажиться на Вашей проблеме, на Вашем отчаянии или интересе к необычному» (см. Всё об эзотерике. Что такое эзотерика. Как стать эзотериком?).
«Дело в том, что очень много слоняется по свету людей, которым лень (или интеллектуально невозможно) учиться, серьезно учиться, но которые, вместе с тем, хотят быть причастными к «глубинным тайнам Вселенной», к «сущности мироздания». Для таких и создается, так называемая, эзотерическая литература» (см. С.Аксененко. Эзотерика и книжный рынок. Ж. «Твое Время». № 1 2003г.).
«У меня за десять лет чтения так называемой эзотерической литературы сформировалось понимание, что её как таковой не было. Технологий духовного развития не было, кроме некоторых медитативных практик по расширению сознания, способствующих возникновения ясновидения» (см. А.Бурлаков. Эзотерическая литература. 8.08.2010г.).
Что же представляет собой «эзотерическая» литература, каковы ее особенности и может ли она иметь отношение к Тантрической Традиции, ведь Тантрическая Традиция имеет прямое отношение к Эзотерической Традиции. Может ли «эзотерическая» литература донести до нас то Эзотерическое Знание, на котором основана и которое хранит в себе Тантричекая Традиция?

Читать далее

Статья 3.1.4. Тантрология: «тантрическая» литература.

Если говорить о тантрической литературе, то в России, как и на Западе, сложилась уникальная, даже парадоксальная ситуация, поскольку можно говорить о том, что сегодня сосуществуют как бы две литературы — тантрическая и «тантрическая». Что представляет собой тантрическая литература и каковы ее особенности? Что представляет собой «тантрическая» литература, каковы ее особенности и какое отношение она имеет к Тантрической Традиции? Может ли «тантрическая» литература донести до нас то Тантрическое Знание, на котором основана и которое хранит в себе Тантрическая Традиция?

Читать далее

Статья 3.1.5. Тантрология: зарубежная литература. (ч.1. А).

«Существует древнее индийское учение… Оно распространится по всему миру… О нем напечатают новые книги, и их будут читать повсюду на Земле…» — эти слова принадлежат Ванге, известной на весь мир болгарской провидице, и считаются одним из самых главных ее пророчеств. Об этом пророчестве стало известно, в частности, из книги Валентина Сидорова «Людмила и Вангелия» (см. Сидоров В.М. Людмила и Вангелия: Повесть. М. Мир через культуру. 1992г. 64 стр.). «Древнейшее учение придет в мир. Оно распространится по всему миру. О нём напечатают новые книги, их будут читать повсюду на Земле». «Это самое древнее и самое истинное учение, оно распространится по всему миру и придёт день, когда все религии в мире исчезнут и их заменит это новое учение». «Это новое учение, но построенное на основах старого. Старое здесь можно сравнить с корнями, а новое — как цветок, распустившийся на солнце». «Напечатанное в новых книгах, оно завоюет весь мир…». Таким образом, налицо определенный парадокс: во-первых, речь идет о древнем индийском учении, о котором будут напечатаны новые книги, во-вторых, речь идет о явлении в мир нового учения (которое заменит религии), хотя само это учение Ванга называла древнейшим, и, в-третьих, это новое учение будет напечатано в новых книгах!!! Сегодня у нас есть возможность проверить, насколько эти слова могут стать пророческими. Посмотрим, что же и о чем были напечатаны новые книги за этот небольшой период.

Читать далее

Статья 3.1.5. Тантрология: зарубежная литература. (ч.2. BE).

«Существует древнее индийское учение… Оно распространится по всему миру… О нем напечатают новые книги, и их будут читать повсюду на Земле…» — эти слова принадлежат Ванге, известной на весь мир болгарской провидице, и считаются одним из самых главных ее пророчеств. Об этом пророчестве стало известно, в частности, из книги Валентина Сидорова «Людмила и Вангелия» (см. Сидоров В.М. Людмила и Вангелия: Повесть. М. Мир через культуру. 1992г. 64 стр.). «Древнейшее учение придет в мир. Оно распространится по всему миру. О нём напечатают новые книги, их будут читать повсюду на Земле». «Это самое древнее и самое истинное учение, оно распространится по всему миру и придёт день, когда все религии в мире исчезнут и их заменит это новое учение». «Это новое учение, но построенное на основах старого. Старое здесь можно сравнить с корнями, а новое — как цветок, распустившийся на солнце». «Напечатанное в новых книгах, оно завоюет весь мир…». Таким образом, налицо определенный парадокс: во-первых, речь идет о древнем индийском учении, о котором будут напечатаны новые книги, во-вторых, речь идет о явлении в мир нового учения (которое заменит религии), хотя само это учение Ванга называла древнейшим, и, в-третьих, это новое учение будет напечатано в новых книгах!!! Сегодня у нас есть возможность проверить, насколько эти слова могут стать пророческими. Посмотрим, что же и о чем были напечатаны новые книги за этот небольшой период.

Читать далее

Статья 3.1.5. Тантрология: зарубежная литература. (ч.3 FJ).

«Существует древнее индийское учение… Оно распространится по всему миру… О нем напечатают новые книги, и их будут читать повсюду на Земле…» — эти слова принадлежат Ванге, известной на весь мир болгарской провидице, и считаются одним из самых главных ее пророчеств. Об этом пророчестве стало известно, в частности, из книги Валентина Сидорова «Людмила и Вангелия» (см. Сидоров В.М. Людмила и Вангелия: Повесть. М. Мир через культуру. 1992г. 64 стр.). «Древнейшее учение придет в мир. Оно распространится по всему миру. О нём напечатают новые книги, их будут читать повсюду на Земле». «Это самое древнее и самое истинное учение, оно распространится по всему миру и придёт день, когда все религии в мире исчезнут и их заменит это новое учение». «Это новое учение, но построенное на основах старого. Старое здесь можно сравнить с корнями, а новое — как цветок, распустившийся на солнце». «Напечатанное в новых книгах, оно завоюет весь мир…». Таким образом, налицо определенный парадокс: во-первых, речь идет о древнем индийском учении, о котором будут напечатаны новые книги, во-вторых, речь идет о явлении в мир нового учения (которое заменит религии), хотя само это учение Ванга называла древнейшим, и, в-третьих, это новое учение будет напечатано в новых книгах!!! Сегодня у нас есть возможность проверить, насколько эти слова могут стать пророческими. Посмотрим, что же и о чем были напечатаны новые книги за этот небольшой период.

Читать далее

Статья 3.1.7. Тантрология: частные исследования.

«С исчезновением системы атеистического воспитания, одной из целей которого провозглашалось воспитание научного мировоззрения, характерным для отечественного среднего и высшего образования является игнорирование научно несостоятельной информации. В таких условиях молчание школы по поводу ряда псевдонаучных идей и учений, популярных и широко представленных в информационной среде, воспринимается как отсутствие научных аргументов для их опровержения, подрывает доверие к слову учителя. Никем не опровергаемые, астрология, нумерология, библейская хронология, неэволюционное происхождение человека и множество других совершенно несостоятельных учений процветают и воспринимаются широкими массами как полноценные научные теории или, по крайней мере, как поля научных исследований. <…>.
В настоящее время философия все более отходит от наукоцентристской ориентации, признавая право на существование вненаучных способов познания, выходящих за рамки строго рационального взгляда на мир. Таким образом, философская мысль отражает широкую тенденцию роста мировоззренческой толерантности в обществе, как в масштабе нашей страны, так и всего мира. Проявлением указанной тенденции следует считать расцвет разного рода школ и учений, претендующих «либо на замещение нормативной науки в выполнении всех ее социальных функций, либо манифестироваться как именно та новая наука, которая должна возникнуть после преодоления ее отчуждения от архаичных стереотипов» (см. Ярмак Ю.Г. Формирование астрономических знаний у учащихся старших классов в условиях современной информационной среды. Диссертация. М. 2007г. 202 стр. Сайт www.dslib.net.).

Читать далее

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.1).

«Первым осмелился опубликовать серию работ по тантрийским текстам и философии Артур Авалон (Джон Вудрофф), который писал в предисловии к «Шри-чакра-самбхара-Тантре»: «Невежды… дают столько пищи для ложных суждений, что они (суждения) с готовностью подхватываются и именно они большей частью служат материалом для религиозной полемики. Тем не менее, я повторяю, что мы должны привлечь наш разум и чувство справедливости к тому, чтобы постараться понять всякую религию в ее высшем и чистейшем проявлении»» (см. Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип Буддийского Тантризма. Улан-Уде. 1971г. Сайт www.abhidharma.ru.).
«Мы должны отказаться от высокомерного отношения к «дикарям», утверждает Элиаде. Они ни в чем не хуже и не глупее, не ниже и не менее человечны, нежели так называемые «культурные белые народы Запада». Они абсолютно полноценны, их вселенная логична и прекрасна и во многих отношениях она богаче, полноценнее и ярче, чем плоские клише европейцев…» (см. Дугин А.Г. Мирча Элиаде — вечное возвращение. Finis Mundi. № 5. 1997г. Сайт www.arcto.ru.).
.«Собственно, именно Вудрофф и инициировал появление Тантрологии как отдельной, специфической области исследований… Фактически именно он ввёл феномен Тантры в научный оборот… Вудрофф был признан величайшим европейским учёным, писавшим на темы Тантризма… Парадоксальное положение Тантры во многом сохраняется. Несмотря на то, что слово «тантра» у всех на слуху, что многие её «знают», по существу, Тантра продолжает оставаться слабоизученным явлением. Тот же Фойерштайн отмечает, что, в отличие от буддийской Тантры (Ваджраяна), — исследователи которой, кстати, вовсе не спешат влиться в ряды тантрологов, — индуистская Тантра все ещё относительно плохо исследована… В 1980-1990-х гг. исследования Тантризма уже вполне вписываются в круг академических тем западной науки, доклады по Тантризму регулярно читаются на различных конгрессах индологов» (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. Ж. «Религиоведение». 2004. №3. С. 48–57. Сайт www.wiki.shayvam.org).
«С 60-х годов, в результате накопления обширного фактического материала и научных наработок, формируется отдельная относительно самостоятельная научная дисциплина, предметом которой становится Тантризм. На Западе эта дисциплина получила название Tantric Studies, т.е. «тантрические исследования» (см. Семён Жаринов. Тантрология: Наука о Тантризме в России. 06.2012г. Философский портал «Арктогея». Сайт www. arcto.ru.).

Читать далее