2. Предмет Тантрологии

Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.5).

«Как бы далеко ни шагнула Наука, до сих пор нет внятного объяснения, что же собой представляет человек. Ученые расходятся во мнении, подчинен ли человек известным законам физики и химии, или для него существуют отдельные биологические законы, дополняемые физическими и химическими факторами. Отдельные ученые готовы утверждать, что живые организмы и вовсе подчинены только своим собственным законам. Ведь благодаря новейшим исследованиям стали известны бесчисленные биологические закономерности и поведенческие формы, которые не поддаются объяснению с точки зрения физики или химии» (см. О.Грейгъ. Экстрасенсы и маги в спецслужбах мира. М. Алгоритм. 2012г. 400 стр. Сайт www.modern lib.ru/books/.).
Вполне очевидно, закономерно, логично и обоснованно, что изучением, исследованием Тантры должна заниматься наука, т.е. в первую очередь академическая наука. Но какая (академическая) наука должна заниматься изучением, исследованием Тантры, если:
— «Аюрведа, Йога, Тантра являются древнейшими науками о жизни» (см. Васант Лад. Аюрведа. Наука самоисцеления. СПб. 1992г.);
— «Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование Макрокосма посредством изучения Микрокосма» (см. Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. София. 2001г.);
— Тантра является наукой видения, чувствования и знания бесконечности через конечное. Она ведет человека к опыту бесконечного через ограниченный мир формы. Тантра учит знанию и опыту Макрокосмоса через инструменты Микрокосмоса. Тантра является в самом широком смысле универсальной системой. Она была и до сих пор является путем жизни различных групп людей во всем мире» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.)?
Какой (академической) науке следует заниматься изучением, исследованием Тантры, если Тантра — это, в первую очередь Духовная Наука, это, конечно же, Эзотерическая Наука, это так же и Тайная Наука, но еще это универсальная и практическая система мудрости о жизни и человеке, точная система Знания и Опыта, которые обеспечивают особые результаты? Более того, какая (академическая) наука способна изучать, исследовать Тантру, если рассматривать феномен Тантры не только с точки зрения Культуры и Человека, но так же и с точки зрения Магии, Науки, Религии, Философии, Духовности, Мистики, Эзотерики?

Читать далее

Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.6).

Возможно следует говорить о том, что пришло время определиться не только с «концепцией» науки, но также и с «концепцией» знания, а также и с «концепцией» опыта, разработка которых занимала важное место во многих традициях мира, например, Христианской, Исламской, Буддийской и др., в том числе и в Тантрической Традиции, поскольку человеческая жизнь для того и предназначена, чтобы не только получать знание, но также ощущать, осознавать опыт присутствия Бога в Мире, Жизни и Человеке. Более того, как следует относиться к тому «особому» Знанию и «особому» Опыту, которые мы обнаруживаем в Тантрической Традиции, если сегодня можно наблюдать радикальные расхождения, различия в определениях даже таких понятий, как «наука», «знание», «опыт», которые дают маги, академики, богословы, философы, эзотерики, мистики, культурологи и др. специалисты? Возможно, сегодня нам следует обратить особое внимание на положение, статус, роль и влияние различных форм «науки», «знания» и «опыта» в современной культуре и современной цивилизации.

Читать далее

Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.7).

«Тантра — это наука видения, ощущения и познания бесконечного в конечном и через него» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.).
«Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как Аштанга-Йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия» (см. Р.Собода. Агхора. По левую руку Бога. М. Саттва. 1998г.).
«Именно целостная система личностного знания, проявляющаяся в непосредственно данном феноменальном опыте конкретного человека, поддерживает идентичность Я, объединяет различные Я-образы и тем самым обеспечивает единство личности. Личностное знание играет ключевую роль в творчестве. Момент творческого озарения сопровождается возникновением новой целостности в системе личностного знания, нового смыслового контекста, в котором устанавливается связь между разрозненными перцептивными и концептуальными компонентами опыта сознания. Исходя из подобного понимания творческой деятельности, можно сделать вывод о том, что она приводит не только к получению принципиально нового знания о реальности, но и к преобразованию личностного опыта человека, а следовательно, и самой личности» (см. Филипенок С.А. Личностное знание как проблема эпистемологии. Диссертация на соискание ученой степени к.фил.н. ИФ РАН М. 2013г. Сайт www.discollection.ru.).
«Феномен личностного знания (как, впрочем, и знания теоретического) постоянно исчезает из фокуса внимания, как ученых-обществоведов, так и политиков-практиков. Между тем, два основных типа знания (личностное и теоретическое) составляют важнейшую характеристику «человеческого капитала», а тот, в свою очередь, базу национального богатства страны. Если Адам Смит «причину богатства народов» свел к системе обмена, то он был прав только в одном отношении — как народ распоряжается накопленным в ходе своей истории богатством-знанием. Ведь обмен продуктом/товаром и есть в первую очередь обмен специфическими для данных обществ знаниями. Пора уже озаботиться их производством, сохранением и накоплением — о чем пока задумывались (да и то не в постсоветской России!) применительно лишь к знанию научному» (см. Л.Перепелкин. Личностное знание как специфический феномен культуры. Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья. ИВ РАН. Сайт www.central-eurasia.com.).
«Исследователи Стоунхенджа пришли к выводу, что чем дальше в прошлое уходит сооружение, тем для более точных и детальных наблюдений оно, оказывается, рассчитано. Об этой же динамике изменения знаний свидетельствует и другой штрих. Сравнивая этапы строительства Стоунхенджа, исследователи пришли к заключению, что самый древний этап отмечен наибольшим искусством. По мере того как шли века, умение строителей почему-то не совершенствовалось, как следовало бы ожидать, но, наоборот, строители все больше утрачивали это умение. Иными словами, чем дальше в прошлое, тем как бы ближе к некоей исходной точке полноты знаний. Как далеко в прошлое может быть отнесена эта точка?» (см. Тайные знания древних. 16.11.2013г. Сайт www.buuu.ru.).

Читать далее

Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.8).

«Диалог эзотериков и ученых становится очень громким, когда такие выдающиеся имена в науке, как Н.Бор, В.Гейзенберг, Р.Оппенгеймер высказываются в пользу сходства квантовой физики и философии восточного мистицизма, под которой понимаются философия Индуизма, Буддизма и Даосизма. Параллели и пересечения этих двух якобы несостыкуемых ни при каких обстоятельствах сфер стали предметом специального изучения доктора философских наук, специалиста в области физики высоких энергий и теоретика трансперсональной психологии Ф.Капры. Цель изданной им в 1975г. книги «Дао физики» состоит в том, чтобы облагородить облик науки, показав, что между духом восточной философии и духом западной науки существует глубокая гармония» (см. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. Учебное пособие для вузов. М. Изд. «ПРИОР». 2001г. Сайт www.gumer.info.).
«Согласно др. Валери Хунт, тело может быть рассмотрено с точки зрения квантовой концепции энергии, берущей начало из атомно-клеточной природы функционирующего тела, которая пронизывает все ткани и системы. Она считает, что голографический взгляд на энергоинформационное поле человека (ЭПЧ) должен оказаться верным. «Концепция голограммы, развивающаяся в физике и в исследованиях мозга, представляется воистину объединяющим космическим взглядом на реальность, который требует пересмотра всех биологических открытий на ином уровне» (см. История научных исследований энергетического поля человека. Институт энергоинформационных технологий и целительства. 03.04.2013г. Сайт www.ezoline.ru.).
«Тантрическое представление о тонких вибрациях как истинной природе материи так же оказалось удивительным прозрением. Только в XX в. физика открыла квантовую механику, подтвердившую волновую природу вещества, на представлении о которой уже много тысячелетий базируется и теория и практика Тантры» (см. Файдыш Е.А. Мистический Космос. Сайт www.shalagram.ru.).

Читать далее

Статья 2.6. Тантра как Древняя Религия. (ч.1).

Если рассматривать Тантру в качестве Древней Религии, то «религию» в данном случае, возможно, следует рассматривать, прежде всего, как один из элементов духовной культуры, тесно взаимодействующий со всеми другими ее элементами и формами, и как определенную основу духовной культуры, поскольку, как известно, религия сохраняет целый ряд общечеловеческих ценностей — интеллектуальных, художественных, нравственных, так как одной из важнейших функций религии являются создание, сохранение и трансляция культурных ценностей. Тем более, что на Востоке, и, прежде всего, в Древней Индии, религия являлась не только неотъемлемой частью духовной культуры, но также была доминирующей формой мировоззрения, и в процессе становления человека и общества являлась не просто важнейшим аспектом их жизнедеятельности, но и ее непрерывным, активно действующим компонентом.

Читать далее

Статья 2.6. Тантра как Древняя Религия. (ч.2).

«Индия — это отправная точка духовного поиска и начало пути к высшему. Индия — колыбель Санатана-Дхармы — незыблемого закона, вечной религии, вечного пути. Индия — это необыкновенная, удивительная страна, история которой исчисляется тысячелетиями, страна мудрецов, святых и отшельников, страна древних храмов и таинственных обрядов, страна, где каждый новый день начинается с молитвы, аромата благовоний и цветов. Таинственные культы и монастыри, разнообразие духовных школ и традиций — всё это Индия. Индия — страна Мистического Откровения. Тысячелетиями хранит она сакральные Истины. Её земля пропитана преданиями о тайнах Мироздания и Бытия. <…>. Древняя Мудрость, реализованная в жизнь, давала возможность приоткрыть перед достойнейшими тайны, о которых всё человечество узнает значительно позже. Об этих тайнах рассказано везде: они запечатлены в языке и литературе, скульптуре и танце, ритуалах и традициях. Они становятся доступными каждому, кто научился говорить языком Любви и открытого Сердца, кто за внешним проявлением Жизни ищет её внутреннее содержание. <…>. Индия хранит в себе полный объём мистических способов и технологий, цель которых — привести к Откровению, к блаженному «союзу» (таково буквальное значение слова «йога») конечного «Я» и Бесконечного. <…>. Эти практики преподаются там до сих пор в самых разнообразных местах, начиная с пещер и лачуг в Гималаях и заканчивая университетами Йоги, получившими правительственный сертификат. Многие из этих практик уже были экспортированы на Запад. Но, как иногда бывает с посылками из Индии, многие из них по дороге рассыпались на части, и мы получили кусочки и обломки, лишенные культурных и философских корней» (см. Индия — страна Санатана-Дхармы. Сайт www.bharatiya.ru.).

Читать далее

Статья 2.6. Тантра как Древняя Религия. (ч.3).

«Пpиpода pелигии, несмотpя на все гpомкие заявления философов и социологов начиная с пpосветителей, остается по-пpежнемy загадкой. Мы хоpошо понимаем «как» pелигии, но не ее «что», котоpое и является ее сyщностью и пpиpодой. А для понимания этой сyщности мало что дает изyчение ее внешних пpоявлений, бытования или фyнкциониpования тех или иных инститyтов, социального смысла тех или иных догм и кyльтов. Междy тем это «что» pелигии не может игноpиpоваться наyкой и не может быть отбpошено со ссылкой на его иppациональность, ибо сама иppациональность должна быть объяснена. <…>. Целью настоящего исследования является pазpаботка пpинципов нового, психологического подхода к pелигии, фоpмиpyющего новyю наyчнyю паpадигмy для pелигиоведческих исследований. Этот новый подход, базиpyющийся на изyчении пpоблемы pелигиозного опыта, может, дyмается, дополнить, а иногда и сyщественно откоppектиpовать выводы, сделанные в ходе исследований в pамках социологического подхода. С дpyгой стоpоны, для избежания пpотивоположной одностоpонности, выводы, полyченные в pамках психологического подхода, должны пpовеpяться и коppектиpоваться pезyльтатами социологических и кyльтypологических исследований, что может способствовать фоpмиpованию целостной наyчной каpтины pелигиозного феномена. <…>. Сразу же заявим, что считаем именно религиозный опыт фундаментальной основой феномена религии как такового, именно его мы рассматриваем в качестве первоэлемента религии со всеми ее верованиями, догматами и институтами. Или, что будет точнее, мы считаем, что в основе религии лежат подчас весьма глубинные, подчас и более поверхностные психические переживания или состояния, которые позднее, в рамках уже сложившейся традиции, могут квалифицироваться как религиозный опыт» (см. Тоpчинов Е.А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. СПб. ПВ. 1998г. 384 стр.).

Читать далее

Статья 2.6. Тантра как Древняя Религия. (ч.4).

«Существует множество определений понятия «религия»: на бытовом уровне, в рамках современного религиоведения, философии и богословия. Религия — это феномен, который одновременно находится и в имманентной и в сфере «запредельных знаний» (трансцендентного), что создает возможность для различных спекуляций и споров» (см. Определения понятия «религия». Сайт www.almpos.su/wiki/религия.).
«Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия. Поэтому вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения». (см. Религия: понятие и сущность. Сайм www.ayp.ru.).

Читать далее

Статья 2.6. Тантра как Древняя Религия. (ч.5).

«Религия представляет собой настолько универсальный факт человеческой жизни, что просто его отрицать никому невозможно; если и скажут, что религия не может в настоящее время считаться свойственной в одинаковой мере всему человечеству, то ведь не надо забывать, что этот же аргумент еще в большей степени применим к эстетике, этике, даже науке. <…>. Для того чтобы поставить трансцендентальную проблему религии, нужно только не иметь никакой предубежденности, ни метафизической или спекулятивной, ни догматической, ни эмпирической: нужно смотреть на жизнь открытыми, простыми глазами и уделить всемирно-историческому факту религии то внимание, которое ему естественно принадлежит, даже хотя бы в силу ее распространенности. И прежде всего, что такое религия? В чем выражается своеобразие религиозного переживания? В чем состоит качество религиозного вообще? При ответе на этот вопрос в тех многочисленных определениях религии, которые делаются в религиозно-философской литературе, в большинстве случаев делается попытка установить те или иные черты (или задачи) истинной религиозности, иначе говоря, высказывается нормативное суждение о том, чем должна или может быть религия в наиболее совершенной форме. Напротив, данная нами постановка вопроса преследует пока чисто формальные цели, так сказать, трансцендентального анализа религии. Мы хотим установить те черты, без которых невозможна религия, гаснет религиозное сознание, которые его, следовательно, конституируют. Мы стремимся обнаружить основные категории религиозного суждения. Направление, в котором следует искать такое определение, дано уже в самом слове, выражающем основное существо религии и содержащем поэтому суммарную мысль о ней: religio — religare — связь, связывать, соединять. В религии устанавливается и переживается связь, связь человека с тем, что выше человека» (см. Булгаков С.Н. (1871-1944, русский философ, богослов, православный священник). Природа религиозного сознания. Сайт www.azbyka.ru.).

Читать далее

Статья 2.6. Тантра как Древняя Религия. (ч.6).

«В современном мире происходят значительные социокультурные изменения: разрушаются прежние системы ценностей, постепенно формируется единое мировое информационное пространство, образуется новая культура со своими законами развития и функционирования. При этом рождающуюся культуру нельзя назвать секулярной. Традиционные религии, хотя во многом и утрачивают свое влияние на человека и общество, но все-таки не исчезают, и, главное, сохраняется и даже возрастает интерес к религии в ее нетрадиционных проявлениях. Нашему современнику не чужд интерес к мистике, оккультизму и эзотерике: широко распространяется так называемая «новая религиозность» — эклектическая смесь отдельных элементов традиционных религий, восточной мистики, популярных псевдонаучных теорий, многочисленных мифов и суеверий. Современный человек становится все более религиозным, но обращается к «неведомому Богу» (ignoto Deo), которого он ищет и находит не в старых церквях, а на улицах мегаполисов и в толчее супермаркетов, в шуме дискотек и на страницах глянцевых журналов, на экране телевизора или в сети Интернет. <…>. Специфика же современной культуры в том, что в ней новая религиозность благодаря искусству, средствам массовой коммуникации и новым технологиям получила широкую распространенность и легитимность» (см. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М. Смысл. 2006г. 328 стр.).
«Что такое истинная религия? Это самый естественный вопрос для человека; каждый сталкивается с ним на том или ином этапе. У нас есть сотни и тысячи священных писаний и трактатов, касающихся этой жизненно важной проблемы, но они не едины в своих ответах на этот трудный вопрос. Таким образом, нам нужно продолжать свои исследования и свой поиск «точного решения», и оно может быть только одно. Но прежде, чем мы предпримем этот поиск, мы должны сначала знать цель религии, или Дхармы. Однако цель, которую все религии ставят перед нами, одна и та же — Божественное Блаженство и Блаженное Видение Господа. Все религии, таким образом, как множество лучников, целятся в одну и ту же мишень. Если мы действительно искренне заявляем о своей любви к Богу, у нас должна быть любовь к творению Бога, потому что Творец и Его творение идентичны. Мы не можем любить одно и ненавидеть другое. Все святые и мудрецы работают по этому принципу и любят человечество как таковое, независимо от того, верят люди в Бога или нет, ибо они не делают различия между теистами, атеистами и агностиками. Они верят в одну большую семью Бога, и все дороги им, несмотря на кажущиеся различия в мелочах жизни. <…>. Истина в том, что пока человек в полном сознании не сможет связать свою душу со Сверхдушой, или Богом, от всех его деяний и действий (индивидуальных и общественных), какими бы похвальными они ни были сами по себе, будет мало пользы» (см. Сант Кирпал Сингх. Духовность. Что это такое? 1990г. Сайт www.club.numen.ru.).

Читать далее