2. Предмет Тантрологии

Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.3).

«Магия дает повод к значительной массе недоразумений… <…>, термин «магия» беспрестанно и невпопад применяется сегодня к самым различным вещам, и порой без малейшей связи с тем, что он реально обозначает. Все, что кажется более или менее странным, что выходит за рамки обычного (или того, что принято считать таковым), многие считают «магическим»… <…>, в обыденном языке само это слово уже не имеет иного смысла. <…>. По крайней мере, надо уметь определять подлинную природу вещей и отводить каждой надлежащее ей место» (см. Рене Генон. Заметки об инициации. Сайт www.вседуховное.рф.).
«Сегодня авторы многих текстов о разнообразных магических традициях дают свою «авторитетную» интерпретацию Магии, если всегда держать в уме, что каждый автор всегда описывает исключительно свой субъективный опыт, пытаясь дать определение Магии. <…>. Академические ученые, изучающие магические практики с якобы объективных позиций, так и не дали ни одного удовлетворительного определения, что такое Магия. <…>. Магия — одно из слов, наряду с такими словами, как «любовь» или «искусство», значение которых, в конце концов, должно быть установлено переживающим этот опыт индивидом, а не каким-то внешним авторитетом» (см. Николас и Зина Шрек. Полный путеводитель по сексуальной магии Пути левой руки. Сайт www.litrus.net/book/.).
«На самом деле те, кто ничего не понимает в Магии, не смогут вынести о ней верного суждения. Более того, никто не может иметь какого-то индивидуального представления о Магии. Это наука в себе, как, например, математика. Это точная и абсолютная наука о природе и ее законах. <…>. Магия вручает человеческому мозгу точный философски-религиозный инструмент, не менее надежный, чем математика; более того, именно в нем корень непогрешимости той же математики» (см. Элифас Леви. История Магии. Обряды, ритуалы и таинства. Центрполиграф. 2008г. 384 стр.).

Читать далее

Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.4).

«Магия — это процесс духовной алхимии, так как она соединяет индивидуальное сознание с высшим сознанием. Она превращает смертное в бессмертное. Человек обнаруживает свою подлинную природу. Именно глядя внутрь, он раскрывает тайны вселенной и высшую тайну. Это — магия» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.).
«Очарование Тантры не есть нечто новое в человеческой культуре. Тантра — это другая разновидность того же самого старого влечения к магии, оккультизму и ритуалу, которое мы находим в некоторой степени во всех культурах, и оно имело очень важное значение повсеместно в древнем мире. Современные тантрические обряды, как и древние ведические, предназначены для достижения всех целей человеческой жизни, начиная от камы или наслаждения и до победы в битве и мокши или освобождения» (см. Дэвид Фроули. Тантра и неверные представления о ней: очищение сущности от заблуждений. (Life Pozitive Magazine. Delhi. Jan. 2005). Пер. А.Игнатьева. Сайт www.shaktism-kgd.narod.ru.).
«Тантра — это элитная магия, это высшая магия, поскольку вы здесь берете самый высший срез магии — мудрость, и наслаждаетесь им, игнорируя средние и низшие уровни — манипуляции людьми и желаниями. Тантрическая магия — это, прежде всего, сексуальная магия, но на самом деле, Тантра — это и есть универсальная магия, как таковая, поскольку она базируется на магическом сознании. Тут следует четко понять то, что в Тантре магическое сознание доминирует над магической энергией. Тантра — это мистика магии, в ней раскрывается тайна магии» (см. Тантрическая магия. 18.06.2009г. Сайт www.magiytantra.ucoz.ru.).

Читать далее

Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.5).

«Магия претерпела изменения, расширив сферу своего влияния, и её цели стали значительно более глобальными — не просто воздействие на человека, а управление посредством магических приёмов и процедур всеми событиями, которые подвластны сверхъестественным силам. Для мага стало важным овладеть таким знанием, которое, по его мнению, даёт ему власть над всем миром. <…>.
Рассмотренные выше научные взгляды позволяют сделать вывод, что есть три теории происхождения магии: 1) как некой силы, которой обладает маг от своего рождения и эта сила находится в его теле; 2) магия никем никогда не создавалась, а является свойством окружающего мира и вещей, с которыми взаимодействует человек; 3) в мире существует особая космическая энергия, которую накапливает в своём теле и использует маг с помощью различных магических процедур» (см. В.Д.Шинкаренко. Формирование знаково-смысловой структуры социокультурного пространства: социологические аспекты происхождения игры, ритуала, магии, мифа и сказки. Диссертация на соискание степени д.с.н. М. 2006г. 375 стр. Сайт www.dissercat.com.).
«Мощное поле Жизненной Силы позволяет свершиться скорому магическому действию. Чем мощнее Жизненная Энергия, связанная с целью, тем сильнее оказываемое на эту цель воздействие. Во все века волшебники это знали. Эта Сила имеет много имен: Прана, Ци, Духовная Сила, Магическая Сила, Мана. В западных странах ряд ученых в свое время разработали модели этой Силы. Эти модели соответствовали знаниям, имевшимся на тот момент. Научная модель имеет много преимуществ. Самое главное из них то, что на основе хорошей научной теории можно разрабатывать новые технологии. Этот факт с полным правом относится к Магии, также как, например, к Физике или Химии! <…>. Первое, что нам нужно сделать для понимания Магии, это разобраться с ее базовыми элементами. Это значит, что мы должны научиться понимать характеристики Жизненной Силы и природу структуральных связей. Затем нам нужно изучить методы усиления Жизненной Силы и установления структуральных связей. С таким пониманием нам доступны любые виды Магии. Мы будем воспринимать Магию как технологическую систему, а не как таинственное искусство, что утверждается некоторыми религиозными структурами» (см. Карл Ганс Вельц. Магия будущего. (Magic of the Future. A Practical Guid by Karl Hans Welz). Сайт www.universalinternetlibrary.ru.).

Читать далее

Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.6).

«И мистическая, и магическая стороны прекрасно уживаются в предлагаемой Путем левой руки трактовке инициации, ибо лишь Тантрическая философия выдвигает идею отсутствия на самом деле различия между эфемерными проявлениями материального мира и вечностью Абсолютной Реальности. В Тантре эти, на первый взгляд, отличные друг от друга измерения по сути своей неразрывно друг с другом связаны и являются двумя противоположными сторонами одного явления. Именно посему Вама-Марга учит находить освобождение через земные вещи, в том числе — наслаждения плоти. Однако Тантра, в отличие от прочих инициатических концепций, не ограничивается поисками духовной свободы. Занятия магией, манипуляции-игры с образующей вселенную субстанцией, известной как Майя, и развитие сверхъестественных ментальных возможностей, называемых на Санскрите Сиддхи — все это считается совершенно приемлемыми инициатическими практиками в рамках учения Пути левой руки. <…>. Магия, как ее мыслят тантристы, есть область исключительно женская. Не только в том смысле, что исключительно женщины способны творить магию, но и в том, что маги обоих полов, преобразуя своими волшебными практиками Майю, приобщаются к Шакти, женской энергии, которая, как считается, особенно сильна ночью. <…>. Майя-Шакти — в одном из ошеломительных сопоставлений кажущихся неразрывно связанными противоречий, коими фонтанирует тантрический поток — является и освобождающей силой, пробуждающей посвящаемого к Абсолютной Реальности, и «смущающей разум» обольстительницей, скрывающей Реальность своим пленительным, соблазняющим и пугающим танцем бесчисленных личин. <…>. Тантра упорно настаивает на том, что инициации нельзя научиться из книг, что знание из вторых рук никогда не приведет к полному раскрытию личности. <…>. Майя-Шакти является силой, открывающей истинный Универсум тем, кто достигает через нее просветления» (см. Николас и Зина Шрек. Демоны плоти. Полный путеводитель по сексуальной магии Пути левой руки. Сайты www.litmir.me, www.rumagic.com.).

Читать далее

Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.7).

«Не последнее место в тантрической практике занимают всевозможные виды Йоги. Слово «йога» буквально означает «связь», «соединение», т.к имеется в виду соединение дживы с Шивой с помощью Шакти. В своей совокупности все разновидности Тантрической Йоги составляют мистическую Кундалини-Сиддха-Йогу, практика которой позволяет пробудить удивительную энергию Кундалини (особое проявление Шакти в человеческом теле), пережить ни с чем не сравнимые ощущения сознания и тела и, самое главное, постичь единство микрокосма (человеческого тела) с макрокосмом (Вселенной), достичь полного единства с Шивой и Шакти. В совершенстве овладевший приемами Кундалини-Сиддха-Йоги тантрист именуется почетным званием сиддха (совершенный). Он обладает целым рядом психофизических и духовных совершенств (сиддхи)» (см. Тантрические посвящения, ритуалы, Магия и Йога. Сайт www.daonev.com; Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма в системе Индуизма. Сайт www.shantira.narod.ru.).
«Человек, по мнению большинства христианских богословов, не способен ни понять, ни объяснить, ни использовать по своему желанию паранормальные силы и явления. Существует убеждение, что они появляются независимо от воли человеческой и выступают сверхъестественными манифестациями божественных или дьявольских сущностей. Проявление таких сущностей и их сил происходит в нарушение природных законов и естественного хода вещей. Философия Йоги, как правило, оценивает природу паранормальных сил совершенно иначе. Они рассматриваются как естественные, но далеко не всем известные и доступные силы физической и духовной природы. Йогическая практика самосовершенствования раскрывает в человеке могучие дремлющие возможности, которые он вполне может понять, освоить, контролировать и использовать по своему усмотрению. Такая позиция йогической философии, несмотря на изрядный мистицизм Йоги как таковой, без всяких преувеличений может быть приравнена к научному подходу. Не случайно исследователи Йоги, принимая во внимание опытно-экспериментальные методы йогической практики, все чаще называют ее наукой духовного совершенствования.
Феномены Йоги заставили многих исследователей усомниться в истинности классической научной антропологии и посмотреть на человека как на существо значительно более сложное и загадочное, нежели это казалось наивным материалистам Х1Х в. и позитивистам ХХ в. Оказалось, что человек это не только «физиологический организм, управляемый мозгом», но и неизведанный мир сознания — особая психическая реальность, которая существует практически независимо от организма и связана с реальностью духовного инобытия — еще более загадочного, чем человеческое сознание. Здесь Йога выступает проводником человеческого сознания в иной мир — внутренний психокосмос, который до сих пор остается недоступен телескопам, микроскопам, компьютерам и иным творениям технического гения науки» (см. Тайны человека. Феномен сиддхи и духовные цели Йоги. Сайт www.gnozis.info.).

Читать далее

Статья 2.4. Тантра как Древняя Магия. (ч.8).

«Магию следует трактовать как естественную и экспериментальную науку, каковой она и является в действительности; сколь бы странными или исключительными ни были феномены, которыми она занимается, они не становятся от этого более «трансцендентными», чем другие; маг, вызывая подобные феномены, достигает этого, просто применяя свое знание некоторых естественных законов, — законов тонкого мира, к которому принадлежат «силы», приводимые им в действие. Следовательно, в этом нет никакой исключительной «силы», как нет ее у того, кто, изучив какую-либо науку, применяет ее результаты на практике; скажут ли, например, что врач владеет «силами», если он, зная, какое лекарство подходит при той или иной болезни, исцеляет больного при помощи указанного лекарства?» (см. Р.Генон. Заметки об инициации. // Р.Генон. Символика Креста. / Пер. с фр. Т.М.Фадеевой, Ю.Н.Стефанова. М. Прогресс-Традиция. 2003г. 704 стр.).
«Иначе обстоит дело с магическим опытом или с опытом переживания магической реальности. Этот опыт укоренён в человеческой природе гораздо глубже и прочнее, чем любые социокультурные нормы и ценности, чем любые религиозные традиции. Возможно, он заложен на генетическом уровне, возможно, формируется в процессе онтогенеза, но он, этот опыт, живёт в нашем теле и в нашей душе всегда, от рождения до смерти. Об этом говорят и данные антропологии, об этом говорит и наш личный опыт. Магией наполнена сама жизнь, чудесным образом продолжающая и сохраняющая себя, магией наполнено творчество и любовь, борьба с природными стихиями, охота и борьба с хищниками, пламя костра, шум леса, вид звёздного неба… Опыт переживания магической реальности первичен, он предшествует любой религии и любой мифологии — он сам порождает и питает их. Отчасти этот опыт действительно архетипичен и запечатлён в глубинах коллективного бессознательного, но вся наша жизнь проявляет и расширяет его. <…>. Мистификация магического опыта приводит к рождению оккультизма, рационализация магического опыта ведёт к рождению науки, — но всегда он выступает в качестве первичного по отношению к культуре. <…>. Религии рождаются и умирают, но магический опыт остаётся до тех пор, пока существует сама жизнь» (см. Каганов В.Л. Магический опыт и опыт священного. 20.09.2012г. Сайт www.kafedramtai.ru.).

Читать далее

Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.1).

«Следует помнить, что Тантра — это в большей степени наука, чем что-либо другое. Она не просит вас просто верить во что бы то ни было. Это система типа «проверь и узнай». Только имея опыт можно поверить в то, что слышишь. Суть Тантры — в личном опыте посредством практики. Тантра — это наука видения, ощущения и познания бесконечного в конечном и через него. <…>. Тантра учит познанию и переживанию Макрокосма с помощью Микрокосма. Она учит познанию неограниченного средствами ограниченного; познанию высшего сознания через познание индивидуального сознания. Тантра позволяет человеку познать свою божественную природу, а затем божественную природу всего сущего» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г.).
«Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование Макрокосма посредством изучения Микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и т.д. Вместо того, чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека» (см. Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. София. 2001г.).
«Тантра — древнейшая наука жизни, нацеленная на ускорение эволюции человечества. Эта система возникла раньше всех религий мира, которые унаследовали, каждая по-своему, эзотерическую сущность Тантры. В отличие от вероучений Тантра является поистине универсальной и практической наукой, которая приемлема для всех мужчин и женщин, для всех темпераментов и любого духовного уровня, для каждой ситуации. Тантра всюду у себя дома и может стать как духовной практикой, так и средством обучения» (см. Аннотация (от издателей) к книге Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические медитации. ЧП Михайлова, Профит-Стайл, Амрита. 2001г. 256 стр.).
«Тантра как традиция распространилась по всему Западу и, пожалуй, по всему миру. <…>. Настало время познакомиться с Тантрой многомерной, включающей в себя духовную, оккультную, художественную и научную информацию» (см. Д.Фроули. Тантра. Тантрическая Йога и Мудрость Богинь. Духовные секреты Аюрведы. Ника-Центр. 2006г. 272 стр.).

Читать далее

Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.2).

«Вряд ли отыщется в истории науки и науковедении другая проблема, которая регулярно вызывает столь же острую полемику, как возраст науки. <…>. Существуют веские возражения против датировки возникновения науки эпохой античной Греции. Не случайно историки частных наук в большинстве случаев ведут их начало от более ранних эпох. Концепция возникновения науки в классической Греции оставляет вне рамок науки обширные знания, накопленные в Индии, в странах Дальнего Востока и в других регионах мира. <…>.
Задача дать четкое и однозначное определение науки представляется весьма неблагодарной. Дж.Бернал, например, вообще отказался обсуждать этот вопрос: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое ее положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период ее развития… так что дать определение науки, по существу, невозможно, и поэтому единственным способом выражения того, что рассматривается в данной книге как наука, должно быть пространное и развернутое описание». В работе 1970г. М.М.Карпов анализирует свыше 150 отличающихся друг от друга определений науки» (см. Гурштейн А.А. Наука и протонаука. Сайт www.omdp.narod.ru.).
«Невозможно дать понятию общей Науки абсолютное определение, ее можно определить только относительно частной науки. С этой последней ее не разделяет ни предмет, ни метод, ни цель, ни результат исследования. Но она проделывает для ряда частных наук, изучающих смежные сферы действительности <…>, ту же самую работу и тем же самым способом и с той же целью, что каждая из частных наук над своим материалом» (см. Авторский терминологический словарь Л.С.Выготского. 2014г.).

Читать далее

Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.3).

«Книжные прилавки, страницы периодики, телепрограммы, интернет-сайты и форумы полны антинаучной белиберды. Искренне сочувствуя жертвам лженауки, попробуем составить определитель лженауки, подобно определителям опасных животных и ядовитых грибов» (см. Энциклопедия практической психологии. Сайт www.psychologos.ru.).
«Особенно очевидна размытость граней между квазинаукой, паранаукой, псевдонаукой и лженаукой. Тем более что в ряде случаев явно паранормальные, оккультные или мистические вымыслы сознательно маскируются под научные теории или выдаются за открытия. Попробуем разобраться с терминологией. Эта амбивалентность (двусмысленность) дана уже этимологически. Квази (от лат. quasi — якобы, как будто) означает «мнимый», «ненастоящий» и в то же время «почти», «близко». Квазинаука — это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера. Образно говоря, это что-то близкое к науке, но не наука. Пара (от греческого par? — возле, мимо, вне) как часть сложных слов означает находящееся рядом, отклоняющееся от нормы или нарушающее что-либо. Как видим, слова «квази» и «пара» близки по своему смыслу. Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. Близость по смыслу понятий «квазинаука» и «паранаука» позволяет использовать их как синонимы. Понятия лженауки и псевдонауки семантически более определенны и практически также синонимичны. Псевдо (от греческого ps?udos — ложь) — часть сложных слов, означающих «ложный», «мнимый». Лженаука — это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован. Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта — их претензия быть истиной и иметь статус науки. Отдельная проблема — это антинаука. <…>. Когда мы говорим о квазинауке, паранауке, псевдонауке и лженауке, то при этом важно различать ошибку в научном исследовании и квазинауку или лженауку. <…>. Отдельной проблемой является психологическая сторона квазинауки и паранауки. <…>. С точки зрения научного скептицизма, являющегося важной компонентой свободного исследования, особенно важно установление типичных признаков и истоков квазинауки и лженауки» (см. Теория практического мышления. Российское гуманистическое общество. Сайт www.humanism.ru.).

Читать далее

Статья 2.5. Тантра как Древняя Наука. (ч.4).

«Поскольку паранаука — амбивалентна по своему существу и значимости, постольку она может быть как точкой будущего научного прогресса, так и отвлекающим фактором в ее развитии» (см. Философия науки: Словарь основных терминов. / С.А.Лебедев. М. Академический Проект. 2004г.).
«Паранаука — это просто иная (по сравнению с официальной) ветвь науки, иная школа (или множество школ), базирующаяся на иной научно-философской парадигме, использующая иные понятия, модели и методы. Современное Знание можно представить, как толстый, отвердевший ствол большого дерева (официальная наука), поглощающий подавляющую часть питательных веществ и солнечного света и мелкую поросль деревьев вокруг (паранауки). Вообще, любое явление нашего мира многовариантно, поливекторно, и если один вектор доминирует и подавляет остальные, это вовсе не означает, что он — самый правильный или единственно возможный. Поэтому, крона даже официальной науки разделяется на множество ветвей (научных школ), но исходящих из единого ствола. В сущности, едины не только различные научные школы, но также наука и паранауки. Однако, их единство глубже. Наука и паранауки идут из одного корня, который не виден невооружённому глазу, скрывается в туманной дали веков. Докопаться до него и вдохнуть новые жизненные силы во все ветви Знания — это сейчас актуальная задача» (см. Паранаука. Сайт www.club.itdrom.com.).
«Паранаука — это (в известном смысле) вершина айсберга. Существуют парафилософия, парарелигия, параискусство, параполитика, etc. Думается, детальное изучение феноменов паракультуры и паракультурных процессов ждёт своего исследователя. <…>. Исследование паранауки могло бы сосредоточить внимание на классификации таких её проявлений как лженаучные, псевдонаучные, антинаучные, квазинаучные явления, так как лженаука, псевдонаука, антинаука, квазинаука, будучи разновидностями паранауки, имеют свои собственные разновидности. <…>. Представляется полезным и комплексное исследование таких паранаучных явлений как «про-религиозная» паранаука (возникающая на стыке науки и религии), «про-идеологическая» паранаука (возникающая на стыке науки и идеологии), а также исследование соответствующих этим феноменам оснований и функций» (см. Головин Д.В. к.ф.н. Панараука. Диссертация. Орел. 2012г. 226 стр. Сайт www.dissercat.com.).

Читать далее